Первому автомобилю «ГАЗ» исполнилось 80 лет
29 января 1932 года то есть 80 лет назад, впервые из Горьковского автомобильного завода вышел полуторатонный грузовой автомобиль ГАЗ-АА – он и стал родоначальником всех ГАЗ. Первый авто ГАЗ-АА был сконструирован по схемам американской компании Ford, с ней в 1929 году заключили договор о техническом сотрудничестве. В течениеследующих лет ГАЗовские конструкторы работали над улучшением и модернизацией ГАЗ-АА.
Грузовики ГАЗ-АА на протяжении около трех десятилетий работали во многих разновидностях народного хозяйства страны: машины ГАЗ встречались во всех уголках страны. ГАЗ-АА самые простые , но выносливые и маневренные . Огромное количество технических решений, используемых в конструкции автомобилей, которые позволяли водителям много не знать в его устройстве , что очень упрощало техническое обслуживание «полуторок». Шоферы ласково прозвали машины «полуторками» так как их грузоподъемность составляла 1,5 т.
Конструкция автомобиля была не только простой, но и для своего времени весьма прогрессивной.
Основой шасси была мощнейшая лонжеронная рама, на которой находился кузов и кабина. До 1934 г. кабина машины была полностью из дерева , затем из прессованного картона, намного позже производство металлической кабины крышей из дерматина.
ГАЗ-АА имел двигатель 4ех целиндровый с мощностью 40 л.с., и 4 ех ступенчатую коробку передач, развивал мах 70 км/ч. Основным было то, что двигатель машины с легкостью потреблял недорогие разновидности топливной жидкости, а в разогретом состоянии или в летнее время года работал даже на керосине. .
Обновили его в 1938 года теперь двигатель 50 л.с., измененные крепления задних рессор, новое рулевое управление и карданный вал, и назвали ГАЗ-ММ. Но визуальных отличий пока не произошло ГАЗ-ММ и ГАЗ-АА .
В начале Великой Отечественной войны из-за нехватки холоднокатанной стали и ряда комплектующих ГАЗ перевели в вид военного грузовика с неоткидывающимися бортами (теперь грузили через задний борт), со сворачиваемыми дверьми из брезентовой ткани, с крыльями из кровельного железа , и с одной фарой головного света.Кабина сначала стала деревянной, а затем вообще вместо нее стал тент с натянутой тканьюИз — за экономии вынуждены были убрать бампера, глушитель, и передний тормоз..
В 1944 году довоенная форма постепенно восстанавливалась : сначала появление деревянных дверей , затем деревянно-металлической, позже вернули передний тормоз, откидные боковые борта и вторую фару.
Огромный вклад внесла эта машина в Победу. Наши «Полуторки» это основное средство транспортое в блокадном Ленинграде.Машины прошли более 40 миллионов километров,спасли более миллиона людей, доставили свыше 270 000 тонн продуктов и фуража, 32 000 боеприпасов и оружия. Основная функция машины была перевоз людей и продовольствия , но ее использовали и для поддставки для зенитной пушки или пулемета.
Затем На базе «полуторки» стали выпускать автобусы, самосвалы, газогенераторный грузовик и машины, работающие на сжиженном газе, санитарные, полугусеничныемашины, и трехосные грузовики ГАЗ-ААА. Агрегаты ГАЗ-АА/ММ очень преобразились при конструкции бронетехники: легкого танка, бронеавтомобилей БА-6 и БА-10, самоходной конструкции СУ-12, артиллерийских тягачей, «катюши». Последний ГАЗ-ММ вышел из Горьковского завода 10 октября 1949 года. Всего вышли в свет 1 миллион таких машин.
Достойным преемникам легенды — полуторки ГАЗ-АА стал современный коммерческий автомобиль ГАЗ. В 2010 году Горьковский завод совсем обновил модельный ряд, выпустив модернизированный автомобиль «ГАЗель-БИЗНЕС» с улучшенными потребительскими характеристиками, новым уровнем качеств, надежности, безопасности, комфорта и пониженной стоимостью владения. В скором будущем новая страница в истории ГАЗа откроется автомобилем нового поколения «ГАЗель-NEXT», конструкция которого проходила на основе современных принципов проектирования. Новый ряд начнет выходить с 2013 г вместе с модельным рядом «ГАЗель-БИЗНЕС»